Ассоциация Коммуникационных и Маркетинговых Агентств Беларуси
СЕРГЕЙ ШИМАНОВИЧ: МАРКЕТИНГ – ЭТО УМЕНИЕ ПРОДАВАТЬ ЛЮДЯМ ТО, ЧТО ИМ ВЧЕРА БЫЛО НЕ НУЖНО
Специальный корреспондент Ассоциации Коммуникационных и Маркетинговых Агентств на кануне международной Конференции «Дни маркетинга, рекламы и брендинга. Летний формат» пообщался со спикерами мероприятия и представителями Персонального рейтинга маркетологов 2023. Сегодня о роли вдохновения и создания эффективных проектов рассказал Сергей Шиманович, начальник отдела продвижения бренда | БНБ-БАНК

Насколько значимо для вас присутствие в Персональном рейтинге эффективности маркетологов? Что для вас маркетинг? Насколько прочно он вошёл в вашу жизнь?

Присутствие в Персональном рейтинге маркетологов лично для меня не имеет большого значения, поскольку я руковожу командой. Для меня важно, чтобы там были отмечены мои коллеги, люди из моей команды. Персональное достижение — это вторично. Маркетинг — это, в первую очередь, умение продавать людям то, что им вчера было не нужно, а сегодня они без этого уже жить не могут. По сути, маркетинг — это умение упаковать продукт так, чтобы он стал крайне необходим целевой аудитории. Маркетинг присутствует везде, абсолютно везде. Даже когда бабушка в детстве в деревне заставляла есть манную кашу и пела: "Открывай ротик, летит самолётик", — это ничто иное, как маркетинг.


Как давно начиналась ваша карьера в маркетинге? Насколько легко или трудно было и почему? Есть ли какие-то истории или моменты, которые вам запомнились?

Всё началось 18 лет назад, когда я делал вечеринки и нужно было приглашать людей, чтобы они приходили, тратили там свои деньги и слушали музыку, которую они раньше никогда не слушали и, наверное, даже и не думали, что она им нравится. Так что это был самый настоящий маркетинг. Потом это всё превратилось в агентство, работу на клиентов.

Лично мне это давалось всегда достаточно легко, и я считаю, из-за связки двух вещей: первое — это эмпатия, то есть понимать людей, действительно интересоваться тем, что им интересно, а не тем, что интересно тебе. Смотреть, как они реагируют на различные сообщения в коммуникации, как они действуют в той или иной ситуации. А второе — это практика, практика и ещё раз практика. Потому что можно прочитать тысячу книг, и всё равно не понять, какой из миллионов способов, описанных в этих книгах, сработает. Нужно брать и практиковать, и смотреть на людей через призму эмпатии.


Ваши реализованные проекты были высоко оценены членами жюри Премии ADMA Awards 2023. Есть ли среди них проект, который вам особенно дорог и почему?

В первую очередь, это проект Белорусского Народного Банка "Манибэчим". Потому что при своей, казалось бы, очевидной простоте, у него очень классная стратегия с очень хорошим инсайтом — как превратить такой массовый носитель как билборд в инструмент direct-коммуникации, где можно обращаться напрямую к жителям района. И я оцениваю этот проект не с точки зрения различных премий и креатива, а с точки зрения бизнес-результатов. И результаты были выше наших ожиданий. Действительно порадовали всех. Это самое главное в работе маркетолога — не признание сообщества, а достижение высоких бизнес-результатов. То есть мы привели новых клиентов, и это прекрасно.

Этот проект мне ещё дорог тем, что его создавала команда без моего участия, я там практически только свечку держал. И это особенно приятно, когда всё работает, а ты только можешь радоваться успехам своих коллег.


Можете ли вы обозначить основные факторы, которые помогают вам создавать эффективные проекты и выстраивать долгосрочные отношения с целевой аудиторией бренда?

Опять же, это опыт, эмпатия, умение понимать клиента, говорить на языке клиента, а не нахваливать свой продукт. Понимать потребности клиента, его боли, страхи, ожидания и подбирать такие слова, чтобы ему становилась чуть спокойнее, приятнее и теплее в этом мире.

Долгосрочные отношения — они про то же самое. Я всегда считал, что даже самый агрессивный комментарий, так называемый "hate", или письмо негодующего клиента, которое приходит в компанию — это ничто иное, как проявление высшей степени лояльности. То есть людям далеко не всё равно, что с вами происходит, и они переживают. Они беспокоятся. Возможно, не всегда умеют выразить это в позитивной манере. Поэтому часто получается, что это жалобы. Но жалобы или hate speach — это ничто иное, как забота о бренде. И к таким вещам нужно относиться всегда очень и очень внимательно. Из этих "жалобщиков" получаются самые лучшие, самые преданные клиенты.


Насколько важны, на ваш взгляд, вдохновение и креатив в маркетинге для эффективных коммуникаций в Беларуси?

Вдохновение, наверное, скорее важно для творчества. Для маркетинга, поскольку он является частью бизнес-процесса. Тут скорее важна структура, методология и такой комплексный, последовательный, пошаговый подход. На самом деле, никакого волшебства в креативе нет. Даже креатив можно прекрасно разложить на составляющие, на компоненты и показать, из чего строится та или иная концепция. В первую очередь, это опять же эмпатия — умение чувствовать людей, находить их инсайты, какие-то скрытые, не вербализированные боли и барьеры, которые не позволяют им добиваться желаемого.


Работаете ли вы с агентствами, если да, то какие критерии являются важными при выборе и играют ли роль награды фестиваля рекламы и присутствие в рейтингах креативности и эффективности?

Да, мы работаем с агентствами, стараемся работать со всеми на рынке вне зависимости от того, насколько высоко они в рейтингах, потому что иногда молодая кровь бывает, скажем так, чуть более энергично и взгляд более свеж на какие-то вещи. Один и тот же проект у титулованного агентства и агентства, которое только что вышло на рынок, может выглядеть совершенно по-разному. Когда доходит дело до реализации, конечно, титулованные агентство, это в первую очередь опыт: они всегда продумывают до мелочей процесс реализации проекта. Зато у молодых агентств бывает так, что просто глаза горят, и проактивность зашкаливает. Они готовы делать даже больше, чем на то, что подписывались, потому что им нужно догонять в рейтингах креативности и эффективности.


Какие новые тренды и тенденции, на ваш взгляд, будут активно прослеживаться в сфере маркетинга и коммуникаций в 2024 году?

Конечно же, будет продолжаться тренд на персонализацию: персонализация сообщений, персонализация коммуникации. Например, в диджитале все больше будем отходить от A/B тестирования и переходить на A/B/C/D/E..., когда можно одно сообщение адаптировать на множество целевых групп, трайбов.

Пожалуй, самый основной тренд 2024 года — это технология нейронных сетей и искусственного интеллекта. Доля его проникновения в маркетинг в мире уже почти добирается до 40%, потому что генеративные сети способны создавать как раз под персонализацию. Они очень хорошо умеют работать с большими данными и находить в них инсайты.



Есть ли у вас хобби и увлечения? Где вы черпаете вдохновение, что хотели бы пожелать вашим коллегам и конкурентам?

Основное хобби, увлечение и вдохновение — это книги. В художественной литературе полно инсайтов, просто мы часто читаем её для развлечения, иногда не замечаем инсайтов. А я, в меру своей уже профессиональной испорченности, такие вещи подмечаю. Они потом помогают мне находить верное решение.

Хотел бы пожелать коллегам больше открытости к словам, идеям и мнению других. Не упираться и доказывать, что моя идея лучше или хуже, а искренне радоваться за успехи коллег, окружающих и конкурентов. Потому что праздновать успехи других вместе с ними — это разделять созидательную силу, движение нашего рынка, последовательное развитие.



Следите за новостями на официальном сайте Премии admaawards.by

Справочно
Практика поощрения наиболее эффективных маркетологов за персональный вклад в профессиональное продвижение брендов в Беларуси появилась по инициативе Ассоциации Коммуникационных и Маркетинговых Агентств еще в 2016 году. Тогда и появилась премия Advertising & Marketing Awards, которая привнесла в индустрию вдохновение и стала отмечать лучшие решения в сфере маркетинга и коммуникаций, которые работают благодаря инновациям специалистов служб маркетинга с позиции эффективности.

Ежегодно по результатам профессиональной премии эффективности маркетинга ADMA AWARDS формируется Персональный рейтинг маркетологов в соответствии с международными стандартами и в зависимости от уровня наград и персонального вклада участника проекта. Этот год не стал исключением.