В соответствии с абзацами тринадцатым и пятнадцатым статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»:
рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые
предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;
рекламораспространитель – организация или гражданин,
осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2021 г. № 426 «О размещении (распространении) рекламы» (далее – Указ):
услуги по размещению (распространению) рекламы вправе оказывать рекламораспространители, включенные в Реестр рекламораспространителей;
оказание услуг по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителем, не включенным в Реестр, является незаконным и запрещается;
рекламораспространители вправе без включения в Реестр оказывать
услуги по размещению (распространению) рекламы, указанные в приложении.
Согласно приложению к Указу, рекламораспространители вправе оказывать без включения в Реестр рекламораспространителей услуги по размещению (распространению):
наружной рекламы;
рекламы на транспортных средствах и внутри их салонов;
рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;
рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
рекламы на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации;
рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе с использованием рекламных сервисов), не связанные с размещением в сетевом издании;
иной рекламы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
В силу приведенных определений организация, осуществляющая деятельность по продаже услуг по размещению (распространению) рекламы в СМИ (на телевидении, радио, печатные СМИ) на основании договоров комиссии (иных подобных договоров) и не являющаяся юридическими лицом, на которое возложены функции редакции СМИ, не является рекламораспространителем, в том числе не является рекламораспространителем, подлежащим включению в Реестр рекламораспространителей.
В иных указанных случаях организация будет являться рекламодателем и (или) рекламораспространителем (в зависимости от того, представляется реклама организацией рекламораспространителю для ее размещения (распространения) или размещается (распространяется) самостоятельно). В силу норм Указа рекламодатели не подлежат включению в Реестр рекламораспространителей. В описанных случаях, когда организация будет являться рекламораспространителем, она будет являться рекламораспространителем, не подлежащим включению в Реестр рекламораспространителей.