В целом на рынке е-commerce мы можем наблюдать 5 основных трендов:
1.Рост электронной коммерции и оптимизация мобильного опыта покупателей. Мобильная коммерция становится все более популярной благодаря удобству поиска, покупки и доставки, а также своей доступности. Создание мобильного приложения и адаптация сайта под mobile – один из способов обеспечить положительный опыт для покупателей.
2.Умные технологии и автоматизация процессов продаж и логистики. Предоставляют возможность сократить затраты, увеличить скорость обработки и доставки заказов, а также повысить удовлетворенность со стороны клиентов.
3.Использование искусственного интеллекта для улучшения качества обслуживания клиентов. ИИ создает персонализированные рекомендации и снижает затраты на обслуживание.
4.Персонализация и индивидуальный подход к каждому клиенту. Персонализация в e-commerce — это использование данных о потребителе для создания уникального и индивидуального опыта покупки. Чтобы предложить подходящий товар или услугу, необходим грамотный анализ данных о клиентах. Персонализированные рекомендательные системы снижают количество неактуальных рекомендаций и, соответственно, число тех, кто уходит с вашего онлайн-магазина.
Ключевыми преимуществами персонализации в e-commerce являются повышение конверсии, улучшение клиентского опыта, сокращение времени принятия решения о покупке, увеличение суммы среднего чека и рост клиентской лояльности.
5.Рост популярности продаж D2C (direct to customer). Модель продаж D2C, в рамках которой производитель продает свою продукцию с официального сайта без посредников, доказывает эффективность. Для покупателя неоспоримым преимуществом является гарантия качества при покупке у компании-производителя.
Инструменты и тренды на белорусском digital-рынке
Google и YouTube
При подготовке маркетинговых кампаний в Google все чаще применяется стратегия Google Fuel the Funnel, которая помогает подобрать лучшие инструменты для каждого из видов спроса: от потенциального до теплого.
● Video Reach & View используется для повышения осведомленности и создания предпочтений среди потенциальных покупателей, что приводит к увеличению доли рынка (+44% к охвату и -16% к CPMs для Video Reach; +40% просмотров и -30% CPV для Video View).
● Demand Gen – новый формат рекламы на базе AI. Позволяет формировать спрос у пользователей, изучающих какой-либо товар или услугу в интернете, но еще не знакомых с вашим продуктом. Demand AI формирует запрос у вашей холодной аудитории, размещая рекомендации там, где им будут доверять. Направлена на привлечение новой аудитории для совершения ценных действий на сайте, что помогает масштабировать бизнес и увеличить конверсии.
● Power Pair (AI-Powered Search и PMax) – обновленный инструмент Google Performance Max Ads с интегрированным генеративным AI, который способен самостоятельно создавать уникальные креативы и повышать эффективность кампаний, способствует максимальной рентабельности инвестиций, увеличивая конверсии (+18% для PMax и +35% для Broad Match).
В свою очередь воронка на платформе YouTube для достижения маркетинговых целей выглядит следующим образом.
● Строим охват: используются форматы In-stream, 6-секундные ролики, In-feed Ads и YouTube Shorts для максимального охвата аудитории.
● Вовлекаем: те же форматы (In-stream, In-feed Ads, YouTube Shorts) применяются для увеличения вовлеченности аудитории.
● Собираем конверсии: помимо указанных форматов добавляются Discover и Gmail для стимулирования конверсий.
И все эти действия подкрепляются технологиями искусственного интеллекта.
Симбиоз же YouTube и Google помогает еще больше увеличивать продажи. 70% пользователей утверждают, что купили бренд после того, как увидели его на YouTube, а вероятность покупки товара, увиденного на YouTube, в два раза выше, чем на других видеоресурсах. В целом, Video Action-кампании способствуют увеличению поисковых запросов и объема конверсий на 8%, снижая целевой CPA на 4%.
Яндекс
Что касается работы с Яндексом, то инструментарий для различных этапов выглядит следующим образом:
● Знание: используются премиальные форматы и видео длительностью 15-20 секунд для широких сегментов. Также подойдет потоковое видео (InStream + OutStream) и непропускаемое видео.
● Рассмотрение: подойдут видео длительностью 6-10 секунд, видеобаннеры и классические баннеры. Эти форматы помогают увеличить частоту контакта, охват и снизить стоимость.
● Конверсия: используются баннеры для обработки спроса и увеличения продаж на маркетплейсах. Также рекомендуется использовать ЕПК — единую перфоманс-кампанию.
ЕПК — инструмент для создания универсальной кампании, которая подходит для размещения рекламы большинства товаров и услуг в разных форматах. Объявления показываются в результатах поиска и в Рекламной сети Яндекса, Товарной галерее, на десктопах, планшетах и мобильных телефонах.
Еще одно нововведение «Продажи на маркетплейсах» – новый тип рекламной кампании. Система автоматически создает объявления для товаров, а показывает их в Поиске и РСЯ. Причем селлеры могут указывать ссылки сразу на несколько маркетплейсов.
Meta и TikTok
Нововведение со стороны Meta — Meta Advantage+. Набор инструментов для автоматизации рекламы. Основан на технологии машинного обучения платформы. Система собирает данные пользователей и дальше ищет максимально похожую на них аудиторию для дальнейших совершений целевых действий на сайте. Что приводит к более быстрому обучению рекламных кампаний с последующим снижением цены за конверсию.
Еще один полезный инструмент — Meta Experience. Формат, при котором можно создавать альтернативную посадочную страницу. Пользователь кликает по кнопке «Подробнее» и попадает не на внешний ресурс, а на мини-лендинг на платформе Facebook. На этом лендинге можно создать сайт с помощью конструктора со всей информацией, которая необходима клиенту.
Если говорить о TikTok, то можно отметить следующую тенденцию: пользователи в 1,5 раза чаще вспоминают бренд из TopView, чем из других типов рекламы. В исследовании Kantar рекламы на различных платформах 70% пользователей заявили, что они с большей вероятностью будут делиться контентом о брендах, которые они обнаруживают в TopView, по сравнению с другими форматами, а 68% пользователей заявили, что они с большей вероятностью нажмут на рекламу TopView по сравнению с другими форматами.
Также в TikTok появился новый формат лидогенерации, помимо классического макета, «карточка с вопросами». Это тип мгновенной формы, которая позволяет представить вопросы более интересно и оптимизировать их для мобильных устройств.
Ключевые выводы
● Рекламный рынок восстанавливается, наблюдается увеличение объемов размещения локальных брендов и возвращение международных игроков. Digital остается ключевым драйвером рынка.
● Google лидирует среди поисковых систем, в то время как Яндекс приносит меньше уникальной аудитории, что требует тщательного выбора инструментов.
● Мобильный трафик растет, что делает адаптацию рекламы под мобильные устройства крайне важной.
● Варьируемость контента необходима для снижения пересечения аудитории и минимизации выгорания.
● Основные источники информации о товарах и услугах — социальные сети, блоги и новостные сайты; ТВ, радио и печатные издания имеют меньшую популярность.
● Увеличение конкуренции внутри категорий требует усиления имиджевых и охватных рекламных кампаний наряду с performance-рекламой.
● Рост электронной коммерции подчеркивает необходимость создания мобильных приложений и адаптации сайтов для мобильных устройств.
● Маркетплейсы занимают более трети интернет-покупок, наблюдается обострение конкуренции между российскими и белорусскими платформами, с доминированием Wildberries и Ozon.
● Конкуренция на рынке требует постоянной работы над привлечением и удержанием клиентов, особенно через программы лояльности.
● YouTube является ведущей платформой для видеоконтента и более эффективен в создании спроса по сравнению с TikTok и Meta.
● Топ-тренды и форматы сервисов: Google Demand Gen, Яндекс ЕПК, Meta Advantage+ и Meta Experience, карточка с вопросами и TopView в TikTok.