ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ВОПРОС-ОТВЕТ
Интересующие Вас актуальные вопросы в области рекламного законодательства Вы можете присылать по эл.почте info@adfest.by. Еженедельно рубрика будет обновляться актуальными и компетентными ответами от представителя Министерства торговли Республики Беларусь.

Часто задаваемые вопросы:
Организация планирует разместить название магазина на козырьке над входом в качестве вывески. Какие требования должны быть соблюдены для того, чтобы название магазина не относилось к наружной рекламе, требующей согласования и оформления паспорта?
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12 ноября 2007 года № 1497 (в ред. пост. от 09.07.2013 № 603; далее – Положение) вывеска – техническое средство, имеющее площадь рекламного поля не более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации на русском или белорусском языке о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары, виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта, товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии), группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и так далее) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и так далее), режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин, за исключением технического средства, закрепляемого консольно.

Из приведенного определения вывески следует, что техническое средство наружной рекламы будет являться вывеской при следующих условиях:

  • площадь информационного поля составляет не более 5,5 квадратного метра;
  • предназначена и используется для размещения (распространения) на русском или белорусском языке информации о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары; виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта; товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии);

Справочно. Если товарный знак (знак обслуживания) представляет собой графическое изображение слова на иностранном языке, средство наружной рекламы на котором он изображен, будет являться не вывеской, а вывеской рекламного характера.

группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и так далее) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и так далее);

режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством;

Справочно. Только перечисленная информация может размещаться на вывеске. Размещение на ней любой иной информации, не перечисленной в приведенном определении, сделает вывеску вывеской рекламного характера, размещение которой требует и получения разрешения, и согласования, и оплаты.

  • закреплена (но не консольно) на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин.
Таким образом, техническое средство, имеющее площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра, содержащее информацию о наименовании магазина на русском или белорусском языке и закрепленное (не консольно) на здании (сооружении), в котором этот магазин находится, будет являться средством наружной рекламы – вывеской.

В рассматриваемом случае организация планирует разместить вывеску на козырьке здания (сооружения), в котором расположен магазин. В этой ситуации необходимо установить является ли козырек конструктивной частью этого здания (сооружения) или он представляет собой дополнительную конструкцию. Если козырек является конструктивной частью здания (сооружения) (подтверждением этого может служить техническая документация на здание (сооружение)), названное техническое средство будет являться вывеской.

На вывеску не нужно получать разрешение (оформлять паспорт), а размещаемую (распространяемую) на ней информацию – наружную рекламу, не требуется согласовывать по следующим основаниям.

Вывеска включена в Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее – Перечень), закрепленный в приложении 10 к Положению, из чего следует, что вывеска является средством наружной рекламы, а размещаемая на ней информация – наружной рекламой.

Согласно части второй пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон) наружная реклама должна быть согласована организацией, индивидуальным предпринимателем либо гражданином, осуществляющим адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, получившими разрешение на размещение средства наружной рекламы, с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом.

Учитывая то, что на перечисленные в Перечне средства наружной рекламы получение разрешения не требуется, из приведенной нормы следует, что не требуется и получение согласования сюжетов наружной рекламы, размещаемых на таких рекламных конструкциях, и, соответственно, с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы, не вносится плата в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Таким образом, если техническое средство соответствует всем трем признакам вывески (по площади, по содержанию, по месту размещения – закреплена (не консольно) на здании (сооружении), в котором расположен рекламируемый магазин, организация не обязана обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган для получения разрешения.

Если организация не является собственником здания (сооружения), на котором планирует разместить вывеску, ей необходимо обратиться к его собственнику, т.к. в соответствии с частью 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Организация, размещающая средство наружной рекламы (например, вывеску) на чужом имуществе (в рассматриваемом случае это место размещения средства наружной рекламы – здание (сооружение), в котором расположен магазин), фактически использует это имущество в собственных рекламных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.

Согласно статье 29¹ Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В каких случаях можно использовать в рекламе слова на иностранном языке без перевода?
В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу:

размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении, в печатных изданиях и на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (далее - сеть Интернет), размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках;

товарных знаков и (или) знаков обслуживания;

содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и (или) не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках;

выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов либо приглашения на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками.

Выполненным на иностранном языке наименованием товара, продукции, работы, услуги (далее – товар) является наименование этого товара, присвоенное ему производителем. Документами, подтверждающими наименование товара на иностранном языке, могут являться заверенные руководителем рекламодателя копия сертификата соответствия (если, например, товар подлежит обязательной сертификации), документа, подтверждающего приобретение (поступление) товара, технического паспорта и (или) инструкции по эксплуатации или иной сопроводительной документации на партию товара или прилагаемой к каждой единице товара.

В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 10 Закона в рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.

Иная, помимо товарного знака (знака обслуживания) и наименования товара, рекламная информация о товаре, выполненная на иностранном языке, в силу приведенных норм Закона должна сопровождаться переводом на русский и (или) белорусский язык (например, «Блюда французской кухни», «С любовью из Парижа» и т.п.).
В каких случаях в рекламе необходимо указывать наименование и УНП рекламодателя?
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя.

Рекламой, содержащей информацию о реализации товара, связанной с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, признается реклама, в которой имеется контактная информация (о месте нахождения рекламодателя, местах реализации товара (например, адреса магазинов, электронный адрес интернет-магазина), контактные телефоны). В такой рекламе обязательно должны быть указаны наименование и учетный номер плательщика рекламодателя.

Если рекламодателем является иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин или лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых находится или постоянно проживает такой рекламодатель (при этом, если название страны и населенного пункта выполнено на иностранном языке, в силу пункта 2 статьи 10 Закона эти названия должны быть переведены на русский и (или) белорусский язык).

Данные требования не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую):

на телевидении и радио;
на средстве наружной рекламы;
на транспортном средстве (при этом к рекламе на транспортном средстве относится реклама, размещаемая (распространяемая) на внешней поверхности транспортного средства. Именно для такой рекламы законодательство о рекламе предусматривает специальные нормы регулирования (например, статья 14 Закона «Реклама на транспортном средстве». Приведенная норма Закона распространяет свое действие именно на такую рекламу. Реклама, размещаемая (распространяемая) в салонах транспортных средств (например, на стендах, видеомониторах, посредством аудиорекламы), не относится к рекламе на транспортных средствах);
посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи;
в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены наименование и УНП рекламодателя.

Если же в рекламе отсутствует контактная информация, не идет речь о предпринимательской деятельности, наименование и учетный номер плательщика рекламодателю указывать не обязательно, независимо от того, где реклама размещается (распространяется). Например, в рекламе содержится изображение товара и рекламный текст – описание характеристик товара и рекламный слоган. Это так называемая «имиджевая» реклама (Закон не содержит этот термин, он используется лишь в профессиональной среде рекламистов и специальной литературе), в которой наименование и УНП рекламодателя можно не указывать даже, если реклама размещается (распространяется), например, в печатном СМИ.

Можно ли использовать в рекламе слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей»?
В соответствии с абзацем десятым пункта 3 статьи 26 Закона неэтичной является реклама, которая содержит слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.

Данная норма не означает полный запрет на использование в рекламе слов «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе. Такие слова могут использоваться в рекламе услуги (выполнения работы) при условии, что такая услуга (работа) выполняется безвозмездно. Т.е. перечисленные слова могут использоваться в рекламе услуги (выполнения работы) при условии, что такая услуга (работа) выполняется безвозмездно, не оплачивается потребителем.

Из приведенной нормы также следует, что ее действие не распространяется на рекламу товаров. Поэтому при производстве и размещении (распространении) рекламы товаров, содержащей информацию о подарке, о бесплатности части товара и т.п., следует руководствоваться требованиями пункта 1, абзаца девятого пункта 3 статьи 26 Закона, т.е. такая рекламная информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение.

Правомерность использования в рекламе слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иных слов, создающих впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе (или достоверность такой рекламной информации), может быть подтверждена документами рекламодателя, в которых отражены стоимость услуги (выполнения работы) и порядок формирования этой стоимости (например, калькуляция, тарифы, действующие у рекламодателя).

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель обязан предоставить копии документов, подтверждающих достоверность рекламы, с предъявлением их оригиналов.

Это означает, что рекламораспространитель вправе, но не обязан, требовать у рекламодателя документы, подтверждающие достоверность рекламной информации, в том числе подтверждающие правомерность использования слов «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иных слов, создающих впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе. Но из названного права рекламораспространителя следует обязанность рекламодателя представить затребованные документы.

Если рекламораспространитель не воспользовался своим правом об истребовании у рекламодателя документов, подтверждающих правомерность использования слов «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иных слов, создающих впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, ответственность за нарушение законодательства (в случае его выявления) несет исключительно рекламодатель.

Какие документы будут являться подтверждением достоверности информации «Товар № 1»?
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 26 Закона недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально.

Словами в превосходной степени или словами, создающими впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, зачастую используемыми в рекламе являются «товар № 1», «лучшие товары», «самые низкие цены», «лучшие цены», «лидер на рынке», «крупнейший производитель» и т.п. В силу приведенной нормы такие слова могут использоваться в рекламе только при наличии у рекламодателя их документального подтверждения.

Учитывая разнообразие рекламных текстов и особенностей объекта рекламирования, вопрос о том, какие документы будут являться подтверждающими, решается в каждом конкретном случае индивидуально.

Например, при использовании в рекламе слов «самые низкие цены», «лучшие цены» и т.п. подтверждающими документами могут служить результаты исследования рынка (или сегмента рынка) организациями, специализирующимися на таких исследованиях. Однако, проведение этих исследований могут позволить себе лишь крупные компании и, как показывает практика, рекламодатели их не заказывают, а слова «самые низкие цены», «лучшие цены» необоснованно используют в рекламе для повышения внимания потребителей.

Слова в рекламе «товар № 1» либо «лучший товар» без уточнения, в какой категории, по каким критериям и т.п., доказать документально невозможно – трудно себе представить какой-либо товар, который является лучшим вообще, среди всех имеющихся на рынке товаров. Вместе с тем, при наличии в рекламе уточнения этих слов, обоснованность их использования документально подтвердить вполне реально. Так, например, участник Международного фестиваля-конкурса «Выбор года», получивший диплом о том, что его товар признан номером один в Беларуси, помимо изображения медали конкурса и текста «№ 1 в Беларуси», должен разместить в рекламе информацию о том, в какой номинации конкурса и в каком году он стал победителем. В этом случае документами, подтверждающими правомерность использования слов «№ 1 в Беларуси» будут являться диплом и договор с организаторами названного конкурса. Если же участнику конкурса титул «№ 1 в Беларуси» присвоен исключительно на основании оплаты участия в конкурсе по договору с организатором конкурса, а по условиям этого конкурса победителем стал другой участник, не получивший титул «№ 1 в Беларуси» в связи с неоплатой участия в конкурсе, использование в рекламе слов «№ 1 в Беларуси» будет неправомерным.

Можно ли рекламировать детские молочные смеси в СМИ?
В соответствии с абзацем 9 пункта 10 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) не допускается реклама заменителей грудного молока (детских молочных смесей) в средствах массовой информации, за исключением размещения (распространения) такой рекламы в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880, содержит следующее определение: «Адаптированные молочные смеси (заменители женского молока) – пищевая продукция для детского питания для детей раннего возраста, произведенная в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и максимально приближенная по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии».

В силу приведенной нормы Закона такие молочные смеси запрещено рекламировать в СМИ.

Вместе с тем, производители детского питания, помимо молочных смесей – заменителей женского молока, предназначенных для детей первого года жизни, изготавливают иные смеси на основе молока для питания детей старше 12 месяцев. Законом не запрещено рекламировать такое детское питание в СМИ.

Может ли быть отнесена к социальной рекламе реклама собственника рекламной конструкции следующего содержания: «Здесь может быть Ваша реклама! Телефон…». Требуется ли внесение платежей в период размещения такой рекламы?
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон):

реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;
социальная реклама – реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, программ по вопросам развития образования, государственных программ в сферах здравоохранения, культуры и спорта либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные органы.

Из приведенного определения социальной рекламы следует, что:

социальная реклама не носит коммерческого характера (рассматриваемая реклама содержит информацию коммерческого характера – услуги по размещению (распространению) наружной рекламы и контактный телефон, по которому можно обратиться за оказанием этих услуг);
объектами рекламирования социальной рекламы могут являться, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, здоровый образ жизни, меры по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, программы по вопросам развития образования, государственные программы в сферах здравоохранения, культуры и спорта либо иные явления (мероприятия) социального характера (объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются услуги по размещению (распространению) наружной рекламы);
социальная реклама направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов (в рассматриваемом случае содержание макетов направлено на продвижение рекламных услуг владельца рекламной конструкции);
ее рекламодателем может быть только государственный орган (в данном случае рекламодателем выступает субъект предпринимательской деятельности – владелец рекламной конструкции).

Таким образом, рассматриваемая реклама является коммерческой рекламой, направленной на привлечение внимания к рекламным услугам владельца рекламной конструкции, формирование или поддержание интереса к его услугам и (или) их продвижение на рынке.

Такая реклама является коммерческой рекламой и, следовательно, нормы пункта 1 статьи 24 Закона о безвозмездности размещения (распространения) социальной рекламы на нее не распространяются. За размещение (распространение) такой рекламы должна вноситься плата в местный бюджет.

Можно ли указывать в рекламе цену на товары (работы, услуги) в иностранной валюте?
На территории Республики Беларусь расчеты с потребителями товаров (работ, услуг) производятся в белорусских рублях. Расчеты с потребителями в иностранной валюте допускаются в исчерпывающем перечне случаев и определены законодательством о валютных операциях.

Законодательством о торговле допускается указание цены товаров (на ценниках, любым иным способом в местах реализации товаров), в том числе при продаже товаров через интернет-магазины, исключительно в белорусских рублях. Указание цены в белорусских рублях и иностранной валюте возможно только в прямо предусмотренных законодательством случаях реализации товаров за иностранную валюту.

Обязанность по указанию тарифов на работы, услуги в белорусских рублях, в том числе на бытовые услуги по техническому обслуживанию транспортных средств, услуги электросвязи, риэлтерские услуги, строительные работы и др., вытекает из нормативных предписаний статьи 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь и статьи 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Таким образом, указание в рекламе, в том числе в интернет-рекламе, цены товаров, тарифов на работы, услуги в иностранной валюте является распространением недостоверной информации о цене товаров (работ, услуг) и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно цены и условий ее оплаты.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Закона Республики Беларусь «О рекламе» распространение в рекламе недостоверной информации о цене товаров (работ, услуг) и информации, вводящей потребителей в заблуждение, признается соответственно недобросовестной и неэтичной рекламой и не допускается. Нарушение запрета на распространение ненадлежащей рекламы влечет административную ответственность в виде штрафа по статье 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Допускается ли рекламировать услуги по энергетической корректировке и восстановлению биополя, ауры человека, управлению энергетическими каналами?
Деятельность по энергетической корректировке и восстановлению биополя, ауры человека; управлению энергетическими каналами; коррекции – частичной и полной замене отрицательной энергетики на положительную согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» перечисленные услуги относятся к биолокации и классифицируются в подклассе «Предоставление прочих индивидуальных услуг».

В соответствии с абзацем десятым пункта 10 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (в ред. Закона от 23.04.2014) (далее – Закон) не допускается реклама работ, услуг (деятельности) гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил, а также услуг по обучению указанной деятельности.

Согласно заключению специалистов Государственного научного учреждения «Институт физики имени Б.И. Степанова Национальной академии наук Беларуси», описанные услуги относятся к видам деятельности, перечисленным в приведенном пункте 10 статьи 10 Закона.
Основанием для данного вывода специалистов послужило то, что все перечисленные дефиниции «биополе», «аура», «энергетические каналы (в теле человека)», «отрицательная и положительная энергетика» не являются понятиями, используемыми наукой, и поэтому не имеют количественных характеристик, что делает невозможным объективное измерение эффекта их «коррекции».

Манипулирование названными псевдонаучными понятиями позволяет влиять на психику неконтролируемым образом, иногда вызывая и положительный эффект. Но гораздо чаще происходит разрушение «духовного мира» человека. Именно поэтому подобную практику наряду с наукой осуждают все канонические религиозные конфессии и ограничивает государство на законодательном уровне.

В то же время, благодаря своей распространенности в информационных источниках, они подменили в массовой культуре научные понятия – «физические поля биологических объектов» и «энергетический обмен в организме», которые изучаются и измеряются физиками и химиками, биологами и медиками, что позволило создать, в том числе и в Беларуси, многочисленные методики лечения и соответствующую аппаратуру для их реализации.

Организация имеет салон красоты и оказывает не только бытовые услуги, но и медицинские (соответствующая лицензия имеется). Реклама, планируемая к размещению (распространению), содержит информацию и о бытовых услугах (парикмахерские, косметические, маникюр и т.д.), и об услугах, составляющих медицинскую деятельность (солярий, косметологические и физиотерапевтические услуги). Возможно ли согласование в Министерстве здравоохранения такой рекламы?
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее - Закон) реклама работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, допускается только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Данная норма направлена на обеспечение безопасности для здоровья потребителей рекламируемых работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, посредством доведения до потребителей достоверной информации об этих работах (услугах) в рекламе. При осуществлении процедуры согласования такой рекламы Министерством здравоохранения проверяется достоверность информации медицинского характера.

Таким образом, посредством данной процедуры реализуется защита прав потребителей на получение достоверной информации о работах и (или) услугах, составляющих медицинскую деятельность, т.к. такие работы, услуги имеют свою специфику (например, должны осуществляться специалистами, имеющими медицинское образование, и при соблюдении законодательно закрепленных условий) и могут нанести вред здоровью потребителей.

Как показывает практика контроля за рекламой работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, рекламодатели зачастую сообщают потребителям в несогласованной с Министерством здравоохранения такой рекламе недостоверную и (или) не имеющую документального подтверждения достоверности информацию, а также информацию, не соответствующую действительности относительно результатов (эффекта) от использования таких работ и (или) услуг.

Осуществление субъектами хозяйствования деятельности по оказанию одновременно бытовых и медицинских услуг должно соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе регламентирующего размещение (распространение) рекламы такой деятельности.

Для размещения (распространения) рекламы работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, требуется получение согласования Министерства здравоохранения, которое оформляется маркировкой каждой такой рекламы специальным штампом. Этот штамп фактически означает, что информация медицинского характера проверена на соответствие действующему законодательству и Министерство здравоохранения несет ответственность за это.

Вместе с тем, Министерство здравоохранения не уполномочено на проверку рекламной информации о бытовых услугах (рекламодатели самостоятельно определяют ее содержание; такая информация должна соответствовать требованиям Закона) и, следовательно, не может проверять ее достоверность и согласовывать.

На основании изложенного и с учетом мнения Министерства здравоохранения, полагаем, что размещение (распространение) рекламы субъектов хозяйствования, осуществляющих одновременно деятельность по оказанию бытовых и медицинских услуг, возможно посредством двух, размещенных рядом, рекламных макетов, один из которых содержит информацию о бытовых услугах и не требует согласования Министерства здравоохранения, второй – содержит рекламу работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, и согласован Министерством здравоохранения.

Размещение (распространение) рассматриваемой рекламы таким образом позволит рекламодателям довести до сведения потребителей информацию обо всех оказываемых услугах и не нарушить требования законодательства, а современные компьютерные технологии позволяют это сделать без ущерба для дизайна рекламного макета.

В многоквартирном жилом доме расположено изолированное нежилое помещение (магазин), в котором осуществляется продажа автозапчастей. Необходимо ли владельцу магазина получать согласие жильцов дома на размещение настенной рекламной конструкции снаружи магазина?
В соответствии с Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497, для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы (СНР) рекламораспространитель должен представить в исполком по месту размещения СНР заявление и документы, перечисленные в подпункте 9.11 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – перечень).

Согласно подпункту 9.11 перечня для получения разрешения на размещение СНР на общем имуществе участников совместного домовладения рекламораспространитель должен представить в исполком документ, подтверждающийсогласие собственников в количестве, необходимом в соответствии с законодательством для принятия таких решений (копию протокола общего собрания или письменного опроса собственников, иной предусмотренный законодательством документ).

Справочно:
Под участниками совместного домовладения понимаются собственники квартир и нежилых помещений в жилом доме.
К общему имуществу участников совместного домовладения относятся помещения, расположенные за пределами квартир и нежилых помещений и предназначенные для обслуживания этих квартир, помещений в жилом доме. К такому имуществу среди прочего относятся наружные стены, иные ограждающие несущие и ненесущие конструкции, крыша жилого дома, отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию жилого дома.

Согласно пункту 2 статьи 172 ЖК часть общего имущества может быть передана в пользование участникам совместного домовладения или иным лицам с письменного согласия двух третей от общего количества участников совместного домовладения;
Таким образом, владелец магазина, расположенного в многоквартирном жилом доме, в целях получения разрешения на размещение СНР на наружной стене жилого дома должен представить в исполком по месту нахождения дома вместе с заявлением и иными документами документ, подтверждающий согласие двух третей от общего количества собственников квартир и нежилых помещений, находящихся в этом доме (копию протокола общего собрания или письменного опроса собственников).

На здании над окнами кафе размещены навесы, содержащие наименование кафе. Здание включено в перечень историко-культурных ценностей категории 3. Должен ли владелец кафе иметь разрешение на размещение средства наружной рекламы, если в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 навесы, совмещенные с рекламой, включены в перечень средств наружной рекламы, на которые не требуется разрешения?
В приложении 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее – Положение), перечислены средства наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения исполкома. Навесы над оконными проемами, вывески, витрины, зонты, тенты, роллеты и прочие средства наружной рекламы включены в данный перечень.
Однако согласно пункту 4 Положения в случае размещения перечисленных в приложении 10 к Положению средств наружной рекламы на объектах, признанных историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны, на такие средства наружной рекламы должны быть оформлены разрешения в установленном порядке.

В ходе осуществлении административной процедуры исполком обеспечивает согласование паспорта средства наружной рекламы в Министерстве культуры (при размещении средства наружной рекламы на поверхности зданий, сооружений, являющихся историко-культурными ценностями категории 0, 1, 2 или без категории, либо в зонах их охраны) либо в органе управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью исполкома (при размещении средства наружной рекламы на поверхности зданий, сооружений, являющихся историко-культурными ценностями категории 3, либо в зонах их охраны).

ООО «****» осуществляет розничную торговлю алкогольными напитками через торговый объект с аналогичным наименованием «****». Наименование торговой организации и торгового объекта соответствует товарному знаку «****», зарегистрированному в 33, 35 классах Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков «алкогольные напитки» и «услуги, связанные с оптовой и розничной торговлей алкогольными напитками…». Можно ли размещать рекламу организации и торгового объекта на вывеске и биллбордах?
С 15 октября 2015 года вступили в силу поправки к Закону Республики Беларусь «О рекламе», согласно которым предусмотренные Законом ограничения на размещение рекламы алкогольных напитков распространяются на рекламу, сходную с рекламой алкогольных напитков. То есть на телевидении, радио, в наружной рекламе, на транспорте и в других местах, перечисленных в статье 17 Закона Республики Беларусь «О рекламе», начиная с 15.10.2015, запрещается размещать не только рекламу алкогольных напитков, но также рекламу, сходную с рекламой таких напитков. В части наружной рекламы сделано исключение для вывесок и указателей, на которых допускается размещение рекламы, сходной с рекламой алкогольных напитков, если такая реклама представлена в виде информации об организации, гражданине, производственном объекте, торговом объекте или объекте обслуживания.

Справочно:
Под рекламой, сходной с рекламой алкогольных напитков, понимается реклама, содержащая наименование товара, продукции, работы, услуги, наименование организации, имя гражданина, товарный знак или знак обслуживания, изображение товара или его потребительской упаковки, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием алкогольных напитков, товарным знаком, используемым для обозначения наименования алкогольных напитков, либо изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки.

Таким образом, реклама, содержащая наименование организации и торгового объекта «****», соответствующее названию алкогольного напитка, является рекламой, сходной с рекламой алкогольного напитка. В этой связи с 15.10.2015 размещение такой рекламы в наружной рекламе допускается на вывеске или указателе, на иных средствах наружной рекламы (на щитах, настенных, надкрышных конструкциях, лайпостерах и т.д.) размещение такой рекламы не допускается.

КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О РЕКЛАМЕ
Общие требования к рекламе.
Реклама в СМИ.
Реклама в интернете.
Реклама на транспортных средствах.
Наружная реклама.
Реклама на асфальте: правовое регулирование

В последнее время существенно увеличилось количество рекламы, размещаемой (распространяемой) на тротуарах городов, что привлекло к себе внимание контролирующих рекламу государственных органов и вызвало активное обсуждение в средствах массовой информации.

Рассмотрим правовые аспекты размещения (распространения) такой рекламы.

Как правило, такая реклама имеет небольшой формат – ее площадь обычно составляет не более 0,5 квадратного метра, и наносится краской на тротуар.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

В силу приведенного определения реклама, наносимая на тротуары, является наружной рекламой.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 13 Закона, наружная реклама должна быть согласована субъектом хозяйствования, получившим разрешение (паспорт) на размещение средства наружной рекламы, с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом (в зависимости от территории размещения).

Вместе с тем, пунктом 4 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12 ноября 2007 года № 1497 (в ред. пост. от 09.07.2013 № 603; далее – Положение), определены исключения из этого правила для отдельных средств наружной рекламы. Под это исключение в общем случае подпадает и реклама на тротуаре площадью не более 0,5 квадратного метра

Так, в соответствии с пунктом 4 Положения, это законодательное требование не распространяется на средства наружной рекламы, включенные в Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее – Перечень), за исключением размещаемых на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны.

Согласно пункту 5 Перечня без получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы) могут размещаться плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

Реклама на тротуарах, имеющая площадь рекламного поля до 0,5 квадратных метра, подпадает под действие пункта 4 Положения и пункта 5 Перечня.

Примечание:
В соответствии с пунктом 2 Положения рекламное поле – поверхность средства наружной рекламы, которая может быть использована для нанесения (воспроизведения) наружной рекламы.

В силу приведенных норм для размещения (распространения) наружной рекламы на тротуаре, имеющей площадь рекламного поля до 0,5 квадратного метра, не требуется получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы).

Учитывая то, что на перечисленные в названном Перечне средства наружной рекламы (в том числе на средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра) получение разрешения не требуется, из части второй пункта 2 статьи 13 Закона следует, что не требуется и получение согласования.

Принимая во внимание то, что паспорт на такие средства наружной рекламы не оформляется, соответственно, с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы.

Это означает, что размещение (распространение) наружной рекламы на тротуаре, имеющей площадь рекламного поля до 0,5 квадратного метра, не требует внесения платы в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Однако, следует учитывать, что рассматриваемая реклама может размещаться только в тех местах, в которых это не запрещено действующим законодательством, и получено согласие собственника места размещения такого средства наружной рекламы.

Так, согласно пункту 3 статьи 13 Закона размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог не допускается.

Справочно:
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 2 декабря 1994 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» полоса отвода – земельный участок, предоставленный владельцу автомобильной дороги, в пределах которого размещаются автомобильная дорога, объекты дорожного сервиса, а также здания и сооружения, предназначенные для ее содержания.

Из пункта 4 Положения следует, что средства наружной рекламы, включенные в Перечень, не могут размещаться без согласования наружной рекламы и получения разрешения (паспорта) на размещение средства наружной рекламы местного исполнительного и распорядительного органа в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

Справочно:
Согласно пункту 3.5 СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения» (далее – СТБ) придорожные полосы (контролируемые зоны) земельные участки, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода и имеющие особые условия использования.
В соответствии с пунктом 3.8 СТБ красные линии – условные линии, предусмотренные градостроительной документацией для отделения территорий улиц, дорог и площадей от территорий, предназначенных под застройку или для иного использования.

Из данной нормы следует, что размещение (распространение) рассматриваемой рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов возможно только с разрешения местного исполнительного и распорядительного органа и при наличии согласования сюжета наружной рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Лицо, размещающее наружную рекламу, в том числе наружную рекламу с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра, на чужом имуществе (в рассматриваемом случае это тротуары, которые, как правило, находятся в управлении у коммунальных служб населенных пунктов), фактически использует это имущество в собственных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.

Согласно статье 29¹ Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Таким образом, размещение (распространение) наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра на тротуаре будет правомерным при следующих условиях:

наличии разрешения (паспорта) на размещение средства наружной рекламы местного исполнительного и распорядительного органа и согласования сюжета наружной рекламы, если эта реклама размещается в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;

наличии согласия собственника (уполномоченного лица) при размещении такой рекламы за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

Реклама лекарственных средств.
Реклама медицинских услуг.
Реклама БАД.
Реклама алкоголя.
Реклама табака.
Реклама пива и слабоалкогольных напитков.
В целях надлежащей реализации отдельных требований статьи 18 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) Министерством торговли разработаны рекомендации по применению отдельных норм Закона при производстве и размещении (распространении) рекламы пива и слабоалкогольных напитков.

Названные рекомендации касаются вопросов определения площади рекламы и порядка расчета предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления названных напитков (в том числе в рекламе на упаковке), а также рекламных мероприятий, стимулирующих их реализацию.

О площади рекламы и предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления пива и слабоалкогольных напитков.

В соответствии с частью первой пункта 2¹ статьи 18 Закона реклама пива и слабоалкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления (далее – предупредительная надпись), которая должна занимать не менее 10 % площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио - озвучиваться.

Согласно статье 2 Закона:

площадь рекламы – величина поверхности, специально предназначенной и (или) используемой для размещения (распространения) рекламы;
реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Информация по форме представления может быть графической (или изобразительной), видео-, звуковой, текстовой, числовой.

Реклама пива или слабоалкогольных напитков, рассчитанная на визуальное восприятие, как правило, состоит из графической (или изобразительной) и (или) текстовой информации (например, изображения товарного знака, бокалов, бутылок, самого напитка (например, льющееся пиво), фантазийные изображения, рекламный слоган и т.д.) и представляет собой целостную композицию (сюжет). Площадь такой композиции непосредственно составляет площадь рекламы, которую следует учитывать при расчете 10 % от нее для нанесения предупредительной надписи.

При этом из части первой пункта 2¹ статьи 18 Закона следует, что 10 % площади рекламы должна занимать непосредственно сама надпись.

В этой связи измерение площади предупредительной надписи следует производить так, как изображено на рисунках 1, 2, где площадь предупредительной надписи определяется по площади фигуры, образованной контуром этой надписи (сложный прямоугольник или прямоугольник).

Рисунок 1
Рисунок 2

Такой расчет применим для случаев, когда интервал между строчками предупредительной надписи составляет не более 1/3 высоты шрифта, используемого для ее написания. Данный подход представляется целесообразным, т.к. обеспечивает должное восприятие предупредительной надписи и исключает случаи использования мелкого шрифта для ее написания.

В торговых объектах реклама пива или слабоалкогольных напитков чаще всего размещается (распространяется) на плакатах, шкафах для хранения вещей покупателей, антикражном оборудовании, шелфштокерах, кармашках для цены, дисплеях и холодильном оборудовании, имеющих несколько поверхностей, используемых для размещения (распространения) рекламы – боковые стенки и топпер.

Расчет площади рекламы на плакатах, шкафах для хранения вещей покупателей, антикражном оборудовании, шелфштокерах, кармашках для цены и, соответственно, площади предупредительной надписи, как правило, не вызывает затруднений, т.к. такая реклама имеет форму простого прямоугольника.

Чаще всего вопросы по расчету площади рекламы возникают при ее размещении (распространении) на дисплеях и холодильном оборудовании, имеющих несколько поверхностей, используемых для размещения (распространения) рекламы – две боковые стенки и топпер.

Полагаем обоснованным в целях расчета площади рекламы на таком оборудовании исходить из следующего: каждая боковая стенка, топпер дисплея или холодильного оборудования образует рекламное поле – поверхность оборудования, которая может быть использована для нанесения рекламы. Так, например, если на двух боковых стенках и топпере холодильного оборудования размещается (распространяется) реклама пива или слабоалкогольного напитка, это оборудование имеет три рекламных поля.

Рисунок 3

Площадь рекламы и, соответственно, площадь предупредительной надписи рассчитывается для каждого такого рекламного поля отдельно.

Примечание: если на какой-либо из этих частей оборудования реклама отсутствует, такая часть не является рекламным полем. Стеклянная дверца холодильного оборудования также не будет являться рекламным полем, если на нее не нанесена реклама.

Если рекламой занята только часть стенки холодильного оборудования, для расчета площади рекламного поля берется именно эта часть. В данном случае 10 % рассчитывается именно от площади рекламного поля, а не от площади стенки холодильного оборудования.

В соответствии с частью второй пункта 2¹ статьи 18 Закона требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также на рекламу, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.

Из приведенной нормы следует, что не требуется указание предупредительной надписи в рекламе пива и слабоалкогольных напитков, размещаемой (распространяемой):

в местах производства пива и слабоалкогольных напитков;
на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков.

Это означает, что, независимо от содержания рекламы пива и слабоалкогольных напитков, при ее размещении (распространении) в местах производства этих напитков, нанесение предупредительной надписи не требуется.

Также, независимо от содержания рекламы пива и слабоалкогольных напитков, не требуется нанесение предупредительной надписи, если реклама пива и слабоалкогольных напитков размещается (распространяется) на выставочном оборудовании на специализированных выставках этих напитков.

Кроме того, из этой нормы следует, что не требуется указание предупредительной надписи в рекламе, содержащей исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.

Примечание: данная норма не распространяется на рекламу слабоалкогольных напитков.

Рисунок 4

Т.е. в данном случае, независимо от места размещения (распространения) рекламы, нанесение предупредительной надписи не требуется, если реклама содержит исключительно информацию о производителе пива. При этом Законом к такой информации уже отнесены наименование (фирменное наименование), товарные знаки, используемые для обозначения пива.

Также, полагаем, к информации о производителе пива относятся также сведения о дате (годе) основания предприятия (например, производитель с 1864 года), юбилейной дате (например, 150 лет), месте нахождения, интернет-сайте.

Таким образом, Законом ограничено содержание рекламы пива, не требующей нанесения предупредительной надписи.

Оценивая содержание рекламы пива, в которой не требуется указывать предупредительную надпись, следует учитывать не только текстовую, но и визуальную информацию.

Так, например, такой визуальной информацией о пиве (несущей дополнительную смысловую и эмоциональную нагрузку) будет изображение пива (льющееся пиво, желтый фон с пузырьками и (или) пеной, бокалы, пивные бутылки и т.д.).

Нейтральной визуальной информацией будут являться, например, природные и городские пейзажи, фотографии или рисунки предприятия (в том числе исторические), фантазийный фон (в том числе корпоративных цветов) и т.п.

Рисунок 5

Так, например, если реклама представляет собой изображение только товарного знака, используемого для обозначения пива, на нейтральном фоне, наносить предупредительную надпись не требуется.

Включение в рекламу пива иной информации (текстовой и (или) визуальной), потребует нанесения предупредительной надписи.

В соответствии с частью первой пункта 7 статьи 10 Закона предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном площади рекламы, на которой размещается информация.

Данная норма направлена на обеспечение должного восприятия и возможности прочтения предупредительной надписи потребителями рекламы.

В контексте данной нормы под контрастностью следует понимать максимальное отношение яркостей предупредительной надписи и фона площади рекламы, соотношение яркостей светлого и тёмного цветов (цвета и насыщенности).

Контрастным сочетанием цветов является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге (например, зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности), а также из хроматических цветов в разной насыщенности (например, тёмно-синий и светло-синий также контрастны, хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга).

На практике бывают случаи, когда без специальных познаний (исследований) затруднительно сделать однозначный вывод о соответствии предупредительной надписи требованиям части первой пункта 7 статьи 10 Закона в части контрастности. В таких случаях при решении вопроса о наличии нарушения названной нормы и о наличии состава административного правонарушения необходимо получение компетентного мнения специалистов в области физики, полиграфии или др. по конкретному рекламному сюжету.

О рекламных мероприятиях, направленных на стимулирование реализации пива и слабоалкогольных напитков.

В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 18 Закона организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков запрещаются.

Оформление ценников при реализации пива и слабоалкогольных напитков желтым цветом, а также иными цветами, отличающими их от других ценников в торговом объекте, размещение информации о перечеркнутой старой (более высокой) цене и ярко выделенной информации о новой (более низкой) цене, воспринимаемых потребителями как реализация товара по выгодной, низкой или сниженной цене, размещение информации, в том числе и в рекламных листовках, о снижении стоимости, о размере скидки, информации типа «Акция! %», «%» признаются рекламными мероприятиями в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков, и в силу приведенной нормы Закона запрещаются.

Так, например, рекламным мероприятием в целях стимулирования реализации пива также будет признаваться реализация наборов пива, в которые включены несколько бутылок пива, если потребители проинформированы о получении подарков, скидок или иных преимуществ при приобретении наборов (например, о том, что при приобретении набора пива пивная кружка ему передается в подарок).

Запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), а также предоставление более 5 литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари.

Порядок проведения дегустаций пива, осуществляемых в маркетинговых целях, регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2003 г. № 193 «Об утверждении Положения о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и пива в маркетинговых целях».

*Автор выражает признательность Союзу «Гильдия пивоваров» за содействие в подготовке материала.

Гаврильчик И.А.,
консультант управления защиты прав потребителей и
контроля за рекламой Министерства торговли

Реклама объектов недвижимости.
Реклама культурно-зрелищных мероприятий.
Рекламные игры и рекламные мероприятия.
Ненадлежащая реклама.
Права и обязанности участников рекламного рынка.
Our Company
Experts in the art
Art Basel stages art shows for high quality modern and contemporary art and is sited annually in Basel, Miami Beach and Hong Kong
Made on
Tilda