О рекламе культурно-зрелищных мероприятий, рекламе в социальных сетях и использовании белорусского языка
По просьбе Ассоциации Коммуникационных и Маркетинговых Агентств Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь отвечает на вопросы связанные с рекламной деятельностью.
Вопрос

В рекламе культурно-зрелищного мероприятия (наружной рекламе, телевизионной и в сети Интернет и другой) обязательно указание знака возрастной категории? Как и кем присваивается знак возрастной категории?


Ответ

Да, обязательно.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 года № 362-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» с 1 июля 2017 года вступила в силу норма абзаца пятого пункта 2 статьи 21¹ Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон), согласно которой в рекламе культурно-зрелищного мероприятия должен быть указан, помимо прочей информации, знак возрастной категории.

Это означает, что с 1 июля 2017 года любая реклама культурно-зрелищных мероприятий независимо от времени производства и (или) начала размещения (распространения) должна содержать такой знак. При этом в соответствии с пунктом 33 Положения о порядке присвоения информационной продукции знака возрастной категории и некоторых особенностях ее распространения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 октября 2016 г. № 871 (далее – Положение), размер знака возрастной категории должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши, объявления о культурном мероприятии, входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющего право на посещение культурного мероприятия.

В соответствии с абзацем третьим части четвертой статьи 37² Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года «О правах ребенка» знак возрастной категории в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, присваивается информационной продукции, распространяемой посредством культурных мероприятий, - организаторами культурных мероприятий.

Согласно пункту 29 Положения, организаторами культурных мероприятий (далее - организаторы) знак возрастной категории информации, распространяемой посредством культурных мероприятий, присваивается до начала ее распространения.

Справочно.

Порядок присвоения знака возрастной категории информации, распространяемой посредством культурных мероприятий, определен статьей 37² Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года «О правах ребенка» (в ред. закона от 11.05.2016) и главой 8 Положения.

Требования к рекламе культурно-зрелищных мероприятий содержатся в статье 21¹ Закона. Кроме того, такая реклама должна соответствовать общим требованиям, содержащимся в статьях 10, 26 Закона.

Из приведенных норм следует, что реклама культурно-зрелищного мероприятия должна содержать тот знак возрастной категории, который был присвоен самому культурно-зрелищному мероприятию, являющемуся объектом рекламирования.


Вопрос

Организация планирует разместить на здании (которое не является недвижимой материальной историко-культурной ценностью и не находится на территории такой ценности или в зоне ее охраны), в котором находится ее торговый объект, электронное табло, площадь информационного поля которого составляет 5 метров квадратных, на котором будет размещаться текстовая информация на русском языке о наименовании торгового объекта, группах товаров, которые реализуются в этом торговом объекте, а также о режиме работы. Требуется ли в данном случае получение разрешения (оформление паспорта) на средство наружной рекламы и согласование наружной рекламы для размещения этого электронного табло?


Ответ

Не требуется.

Из определения вывески, содержащегося в пункте 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее – Положение), следует, что вывеской будет являться техническое средство, которое обладает следующими признаками:

- площадь информационного поля составляет не более 5,5 квадратного метра;

- предназначена и используется для размещения (распространения) на русском или белорусском языке информации о:

наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары;

виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта;

товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии);

группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и так далее) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и так далее);

режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством;

закреплена (но не консольно) на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин.

При этом, в приведенном определении, а также в законодательстве о рекламе отсутствуют какие-либо требования и (или) ограничения по форме технического исполнения вывески. Это означает, что рекламодатель имеет право самостоятельно решать вопрос о том, из каких материалов, с помощью каких средств изготавливать вывеску (т.е. использовать ли для доведения до потребителей электронное табло или изготавливать вывеску в форме статичных букв, использовать ли подсветку и т.д.).

Учитывая изложенное, электронное табло будет являться вывеской, если оно:

- имеет площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра;

- содержит только перечисленную в определении вывески информацию (всю или частично) исключительно на русском и (или) белорусском языках;

- закреплено (но не консольно) на здании (сооружении), в котором организация, разместившая светодиодное электронное табло, и (или) ее обособленное подразделение, осуществляют деятельность.

Согласно Приложению 10 к Положению, вывеска включена в Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения, из чего следует, что вывеска является средством наружной рекламы, но размещается без разрешения местного исполнительного и распорядительного органа.

Описанное в вопросе электронное табло будет являться вывеской, если на нем не будет иной, помимо перечисленной в определении вывески информации. В этом случае на его размещение не требуется оформлять разрешение (паспорт) на размещение средства наружной рекламы, а также в силу части второй пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» не требуется согласовывать ее содержание с местным исполнительным и распорядительным органом; не требуется вносить плату в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Кроме того, следует учитывать следующее.

Рассматриваемое электронное табло будет являться вывеской только при условии отсутствия на здании (сооружении), в котором размещаются организация и (или) принадлежащий ей торговый объект, иных технических средств этой организации и (или) ее объекта, содержащих информацию, перечисленную в определении вывески.


Вопрос

Может ли организация, имеющая свою страницу в социальных сетях (VK; Одноклассники и других) размещать свою рекламу и рекламу своих партнеров - других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по договору на оказание рекламных услуг, а также размещать свою рекламу акций, конкурсов и т.д. на страницах, принадлежащих другим организациям или интернет-сообществам?


Ответ

Да, может. Под социальными сетями, как правило, понимаются онлайн-сервисы или веб-сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются пользовательские профили в сети Интернет.

Реклама, размещаемая (распространяемая) в социальных сетях, является разновидностью интернет-рекламы и не запрещена действующим законодательством Республики Беларусь, независимо от того, на чьей интернет-странице (аккаунте) в социальной сети она размещается (если владелец такой страницы дал на это согласие).

Любая интернет-реклама, размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь (такой рекламой признается геотаргетированная реклама, а также реклама белорусских субъектов хозяйствования, размещаемая (распространяемая) в социальных сетях. Справочно: Геотаргетинг (англ. geo targeting) – в веб-разработке и интернет-маркетинге, метод выдачи посетителю содержимого, соответствующего его географическому положению. Региональная привязка позволяет сайту перестраивать контент, в том числе рекламный, для различных регионов), должна соответствовать требованиям белорусского законодательства о рекламе.

Законодательство Республики Беларусь не содержит определение термина «рекламное мероприятие». Мероприятия будут являться рекламными, если обладают всеми признаками рекламы (содержат информацию об объекте рекламирования; проводятся в любой форме с помощью любых средств; направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке). Таким образом, мероприятие будет являться рекламным при наличии в совокупности всех перечисленных признаков. Рекламные мероприятия проводятся в различной форме, различными способами. Наиболее популярные разновидности рекламных мероприятий – рекламные игры и рекламные акции.

Проведение конкурсов регламентируется главой 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Справочно.

Согласно толковым словарям, в общем случае под конкурсом понимается соревнование, соискательство нескольких лиц в определенной области с целью выделить наиболее выдающегося (выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Услуги по размещению (распространению) рекламы в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, являются рекламными услугами. Деятельность по оказанию таких услуг регламентируется нормативными правовыми актами, устанавливающими общий порядок осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования.

Социальные сети, как правило, созданы без использования информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а их владельцы и (или) управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию рекламных услуг в сети Интернет, при рекламировании своих услуг необходимо учитывать требования пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», согласно которому деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь (в том числе рекламных услуг) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке (далее – Указ).

В рассматриваемом случае приведенная норма означает, что оказание рекламных услуг с использованием сети Интернет возможно при наличии следующих условий:

- организация, оказывающая рекламные услуги на территории Республики Беларусь, должна быть резидентом Республики Беларусь;

- такая организация должна иметь интернет-ресурс, размещенный и зарегистрированный на территории Республики Беларусь.

При соблюдении данных условий организация вправе оказывать рекламные услуги белорусским субъектам хозяйствования по размещению (распространению) рекламы на иностранных сайтах, в том числе сайтах социальных сетей.


Вопрос

В каких случаях обязательно использование белорусского языка в рекламе, при размещении информации для потребителя и при изготовлении и использовании упаковки и этикетки? Существует ли четкий перечень таких ситуаций?


Ответ

Законодательство, регулирующее рассматриваемые сферы, не содержит случаев обязательного использования исключительно белорусского языка.

Согласно статье 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 26 января 1990 года «О языках в Республике Беларусь» на транспорте, в торговле, в сфере медицинского и бытового обслуживания используется белорусский или русский язык, а при необходимости – иные языки.

Аналогичные нормы содержатся также в нормативных правовых актах, регламентирующих сферу предпринимательской деятельности, включая торговлю и рекламу.

Так, с учетом приведенных требований сформулирована норма пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон), согласно которой реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания. Кроме того, в рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка, но лишь при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7, пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей»:

- информация о предлагаемых товарах (работах, услугах) на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг);

- информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы, а также о наименовании торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством доводятся до сведения потребителей на белорусском или русском языке.

При этом информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.

В силу основных начал гражданского законодательства, закрепленных в статье 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь:

- все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства;
- участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах;
- вмешательство в частные дела не допускается.

Таким образом, субъектам хозяйствования в перечисленных сферах законодательством предоставляется возможность решать использовать в рекламе, при размещении информации для потребителя и при изготовлении и использовании упаковки, этикетки по выбору белорусский или русский язык.