Ассоциация Коммуникационных и Маркетинговых Агентств Беларуси
ЮЛИЯ МИНЕЦ: ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА БРЕНДОВ В ПЕРИОД ТУРБУЛЕТНОСТИ – ЭТО НЕ ТЕРЯТЬ СВОЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ
25-26 октября в Минске на площадке Minsk Marriott Hotel состоится ключевое событие года в индустрии маркетинга, рекламы и коммуникаций Беларуси - форум «Дни маркетинга, рекламы и брендинга».

Специальный корреспондент АКМА продолжает серию интервью со спикерами форума. Юлия Минец, руководитель отдела маркетинга и клиентинга «Атлант-М Альянс», официальный дилер Тойота и Лексус в Беларуси сегодня ответила на актуальные вопросы. Ознакомиться с программой и стать участником форума можно здесь.
- Рынок маркетинга и рекламы входит в период сезонной деловой активности. Что бы Вам хотелось отметить? Есть ли позитивные изменения, которых ждут и маркетологи, и агентства?

Рынок рекламы начинает оживать после пережитого шока. Отрадно видеть, что бренды набрались смелости, адаптировались к новой реальности и продолжают свою активность несмотря ни на что. Спрос на рекламу растет не только в онлайн, но и офлайн. В любые кризисы были компании, которые сильно страдали, слабые уходили, сильные выживали и становились еще сильнее. Безусловно, главным трендом наступающего сезона будет то, что большинство компаний будут искать возможности для продвижения, оптимизируя свои затраты, ведь стоимость привлечения увеличилась по сравнению с началом года, а бюджеты либо остались прежними, либо были сокращены. Очевидно, что агентствам придется учитывать этот факт, оценивая стоимость своих услуг. Тем не менее ждем от сезона новых возможностей для интересных коллабораций, новых креативных кампаний, ну а от агентств разумной и гибкой ценовой политики, которая позволит реализовывать свои идеи даже тем бизнесам, которые пострадали больше других.

- Что бы Вы могли сказать о создании новых, а также, как эффективно управлять брендами в период кризиса и турбулентности рынка? Какие лайфхаки?

Главная задача брендов в период турбулентности – это не терять своей уникальности, не изменять своим ценностям и помнить, что в центре внимания любого бренда всегда остается клиент со своими потребностями, переживаниями и ожиданиями от вашего бренда. В сложные времена люди больше чем когда-либо ценят заботу, отражение «человеческого» в tone-of-voice. Поэтому стоит заново изучить своего потенциального клиента и почувствовать, как изменились его желания, пересмотреть тональность коммуникаций и возможно коммуникационную стратегию в целом.

- Какие инструменты аналитики исследований на Ваш взгляд могут быть полезны маркетологам при планировании проектов на 2023 год?

Наиболее полезны отраслевые исследования, для каждого бизнеса они свои, для автоотрасли мы чаще всего пользуемся материалами БАА и российскими данными агентства Автостат, также есть отраслевые порталы, которые мы постоянно отслеживаем, чтобы понимать зарождающиеся тренды и возможные векторы развития отрасли. В «Атлант-М» над аналитикой и прогнозами работает целая команда, так что тут нам повезло, мы можем использовать этот ресурс. Для аналитики конкурентов пользуемся сервисами SimilarWeb, Metrica, SeRanking, YouScan. Сейчас огромный выбор приложений и сервисов для аналитики, нужно выбирать исходя из задач бизнеса.

- Можете ли Вы рассказать об особенностях ведения социальных сетей Ваших брендов и работы с инфлюенсерами? Были ли удачные коллаборации в 2022 и наоборот? Что нужно учитывать, и какие существуют нюансы при работе с инфлюенсерами?

Социальные сети для нас — это прежде всего возможность быть на связи со своими клиентами и приверженцами бренда. Мы для себя выбрали некий баланс между транслированием ценностей бренда и компании, полезного и продающего контента. Также мы много внимания уделяем созданию интересных роликов и постов об эксплуатации автомобиля, часто готовим материалы на основании запросов наших пользователей и подписчиков. Иногда развеиваем мифы. В целом мы стараемся отслеживать тренды и сезонные ожидания нашей аудитории подстраиваться под них. 2022й выдался очень непростым для автомобильной отрасли. Не можем похвастаться каким-то удачными коллаборациями, они были в планах, но пока не были реализованы. Инфлюенсеры всегда присутствуют на наших мероприятиях, с удовольствием принимают приглашения от нас. Мы благодарны им за возможность с их помощью транслировать атмосферу наших ивентов и создавать сообщество приверженцев бренда. При выборе инфлюенсера важно подробно изучить его аудиторию, что ей интересно, совпадают ли у вас и лидера мнения ценности, какая доля вашей потенциальной аудитории у вашего потенциального партнера для коллаборации. Четко оговаривать тональность и понимать, насколько эта тональность может быть органичной для выбранных вами блогеров, от этого будет зависеть результат. Не менее важна и репутация самой личности, какой он человек, а не только его образ, но и репутация за пределами блога.

- Как эффективно выбрать партнера - креативное агентство? Зачем Вы проводите тендеры?

Важно понимать задачи и какой вы хотите получить результат. У каждого креативного агентства есть свои сильные стороны. Кто-то делает крутые видео-проекты, кто-то может сделать интересную концепцию для мероприятия или спецпроекта, а кто-то - собрать классную коллаборацию с инфлюенсерами и реализовать ее максимально эффективно. На мой взгляд «тендер» – это вообще не подходящий способ выбрать креативного партнера. Лично я всегда имею свой шорт-лист потенциальных партнеров для разных проектов, каждому из них дается бриф и выбирается идея, которая «заходит» нам как заказчику и полностью отвечает поставленной задаче. И конечно, мы всегда обращаем внимание на наличие опыта в том типе проектов, который задумали и отзывы коллег о работе с тем или иным партнером. Это позволяет избежать неожиданностей в процессе реализации идеи. Тендер в его классическом понимании актуален для выбора, например, типографии, которая печатает полиграфию, но не для креативного проекта. Выбор партнера для креативного проекта — это всегда конкурс идей и портфолио агентства.

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь при разработке и реализации интегрированных кампаний? Где черпаете вдохновение для их реализации?

Самое сложное это, пожалуй, выбор самих партнеров и мероприятий для интеграции. Особенно если вы играете на поле «премиум», выбор не так велик. Как правило идеи рождаются в процессе обсуждения формата мероприятий и какого-то совместного опыта, это всегда командная работа обоих партнеров. Мы также активно пользуемся ресурсом наших подрядчиков, опытом коллег, проводим «штурмы», и в них всегда рождается много идей.

- Что на Ваш взгляд при разработке проектов на 2023 год является главным с точки зрения эффективности? Насколько важна роль креатива?

Важно понимание трендов в развитии конкретного бизнеса, понимание того, как будут меняться потребительские предпочтения и поведение клиента. Думаю, говорить о горизонте планирования длинною в год точно не стоит в 2023м. Мы перешли на полугодовое целеполагание с поквартальной корректировкой. Но это не значит, что у компании не должно быть стратегии и долгосрочной цели. Главным критерием эффективности для большинства бизнесов будет являться максимальное сохранение клиентской базы, сохранение и увеличение лояльности к бренду. Стоит подумать о более гибком планировании продуктового портфеля с учетом возможных изменений поведения потребителя, учесть тренд к цифровизации точек касания, тот самый онлайн неизбежно проникнет во все сферы, если еще вдруг куда-то не добрался. Что касается креатива в коммуникациях: безусловно, интересная идея всегда будет отлично работать на возможность быть замеченными, но за идеей должны стоять отлаженные процессы работы с клиентом и не менее отличный продукт. Иначе клиент будет разочарован. А бизнес не достигнет своих целей. Маркетинг — это наука о цифрах. Креатив важен, но система важнее.

- На форуме Вы выступаете с темой «ОМОТЕНАШИ: ИСКУССТВО ГОСТЕПРИИМСТВА ЛЕКСУС». Почему выбрали именно такую тему? Насколько она актуальна и кому будет полезна на Ваш взгляд?

Подход Лексус к формированию клиентского опыта построен на философии японского гостеприимства. Это совершенно уникальная культура, отличная от нашей, но тем и привлекательная. Уверена, каждому бизнесу, который связан с обслуживанием и где есть контакт с людьми есть что почерпнуть у японской традиции омотенаши. Это практическая инструкция, как бизнесу сделать отношения с клиентами более теплыми и увеличить лояльность.

- Что бы Вы хотели пожелать участникам форума «Дни маркетинга, рекламы и брендинга»?

Желаю максимальной полезности, много инсайтов и идей, которые вы сможете воплотить в жизнь для вашего бизнеса. И конечно новых знакомств, которые перерастут в интересные проекты.