ДМИТРИЙ АПОЛЕНИС: НАДО ИСКАТЬ ТОНАЛЬНОСТЬ, ПОПАДАЮЩУЮ В АУДИТОРИЮ

Накануне Фестиваля рекламы ЛАМА 2021 специальный корреспондент АКМА поговорил с членами жюри, участниками и спикерами деловой программы Фестиваля.Сегодня на вопросы ответил креативный директор AIDA Pioneer Дмитрий Аполенис.
— Последние 2 года были непростыми для индустрии маркетинга и рекламы Беларуси. Какие тенденции Вы бы отметили и почему?

— В нашей стране сейчас очень сложный социополитический контекст, плюс пандемия коронавируса. Все это влияет на рынок. Он сужается и переформатируется. Бюджеты сокращаются, активностей становится меньше. Обстоятельства сильно повлияли в первую очередь на мелкие и средние компании, у них деятельность сейчас идет на грани фола, поэтому инвестиции в маркетинг не являются приоритетом и существенно сокращены. Крупные игроки не могут себе позволить остановить коммуникации, но делают это осторожнее. Ситуация повлияла и на рынок агентств – происходит серьезная трансформация. Сильные еще более-менее справляются, а небольшим командам приходится нелегко. Речь скорее о выживании, нежели о заработках и развитии. Даже не представляю, кто сегодня рискнет открыть агентство с нуля. Но есть и позитивные новости. Сокращение внутреннего рынка подталкивает агентства быть активнее на международной арене и осваивать новые страны – русскоговорящее пространство СНГ, Европа, Азия, США.

— Как в целом Вы оцениваете рекламный рынок Беларуси?

— Рынок падает. И это очевидная тенденция. Нет ни одного звоночка, что рынок начнет расти, а компании увеличат инвестиции в маркетинг и рекламу.

— По Вашему мнению, на что должны быть ориентированы проекты, чтобы стать успешными?

— Для того, чтобы проект был успешным, в первую очередь нужно четко сформулировать задачи, разобраться в аудитории, для которой мы делаем продукт, учесть все мотивы, барьеры, найти работающий инсайт, прочувствовать аудиторию, оценить рынок с точки зрения конкурентной активности. И учесть контекст, который есть в социуме (политический, экономический и так далее). Это первый этап работы – анализ и изучение. Результат – ясность и очевидность по всем вышеперечисленным пунктам. Далее в зависимости от типа проекта – визуальное, вербальное или креативное решение, которое должно быть ярким, запоминающимся и обязательно соответствовать стратегии. Если удалось нащупать реальные «боли и хотелки» потребителя и придумать откликающийся креатив, проект точно сработает.

— Вы неоднократно принимаете участие в фестивалях рекламы. Как Вы считаете, нужно ли принимать участие в фестивалях рекламы в наше время и если да, то почему?

— Участвовать в фестивалях нужно. Это мерило того, что происходит в отрасли. Они помогают агентству получить обратную связь от профессионального сообщества, добавить уверенности и драйва своим командам, показать себя рынку. Фестивали — это драйвер для сотрудников агентств – всех хочется побеждать, быть по достоинству оцененными, гордиться своими достижениями. Важны победы и для клиентов. Они добавляют уверенности в правильности выбора партнера, заряжает на новые более смелые решения, толкают вперед. Еще одна мотивация участвовать в фестивальной жизни – бизнес. Это отличный PR, возможность продемонстрировать свой уровень, найти новых клиентов.

— Вы вошли в состав жюри Фестиваля рекламы ЛАМА 2021. На какие критерии лично Вы будете опираться при оценке конкурсных работ и почему?

— Работа должна быть свежей и оригинальной, впечатлять, вызывать чувство восхищения и даже зависти. Само собой должна отлично решать задачу и быть эффективной. Всегда обращаю внимание и на реализацию – чтобы «звенело». Итого, классная свежая идея, впечатляющий результат и качество исполнения.

— Ежегодно АКМА составляет рейтинги креативности и эффективности. Насколько это важно для агентств?

— Рейтинг, конечно, важен. Он демонстрирует актуальное положение дел в отрасли, помогает клиентам лучше ориентироваться в рынке, выбирая партнеров. Если агентство в ТОПе – это не просто так, а значит есть смысл как минимум с ними познакомиться и обсудить сотрудничество.

Конференция Дни маркетинга, рекламы и брендинга 2021 — деловая программа фестиваля рекламы ЛАМА предусматривает более 20 мастер-классов на актуальные в индустрии темы. Какими идеями поделитесь с аудиторией?

— На мой взгляд актуальной является тема изменений, которые произошли за последнее время – в контексте, в аудитории, в способе потребления контента и тп. Сегодня как никогда важно говорить с потребителем на одном языке, быть надежным плечом, слышать и быстро реагировать на запросы.